В искусстве, как и в жизни, иногда встречаются личности, способные перевернуть представление о привычных вещах. Таковыми являются Альфред Давиньон и Анри Фоконье – два гения, чьи имена оживают в умелых мазках и играх света на холсте.
Содержание
Первая фотостудия в России
Первую фотостудию в России основали Альфред Давиньон и Анри Фоконье в ноябре 1841 года. Эти два французских фотографа открыли первую дагерротипическую мастерскую в Санкт-Петербурге, расположенную в доме Гюбеня на Никольской улице (в настоящее время это улица Глинки, 6), рядом с Большим театром, ныне известным как Консерватория.
Также стоит отметить, что первым русским профессиональным дагерротипистом был живописец Перский, который вел свое фотоателье на Разъезжей улице, недалеко от Пяти углов в Санкт-Петербурге.
Успехи фотостудии
Альфред Давиньон приехал в Санкт-Петербург в надежде добиться успеха в области фотографии. И действительно, ему это удалось. В 1843 году газеты столицы фиксировали множество публикаций о том, что Давиньон создал портреты, вероятно, половины жителей Петербурга.
Прогулки по России
Тем не менее, этот успех в столице не приносил удовлетворения французскому фотографу. В 1843 году Альфред Давиньон отправился в поездку по России. Для создания своего запланированного издания «Дагерротипные прогулки по России» он взял с собой тяжелые камеры-обскуры и самостоятельно побывал в Санкт-Петербургской, Новгородской и Московской губерниях.
Мастерская в Санкт-Петербурге продолжала находиться под руководством Анри Фоконье.
Сибирь
В осенний период 1844 года Альфред Давиньон отправился в Сибирь. Он посетил множество сибирских городов, в которых находились декабристы, отбывающие свои сроки на поселении после каторги.
Давиньон занялся созданием портретной и пейзажной фотографии, а также изготовил дагеротипы множества декабристов, включая С. П. Трубецкого, С. Г. Волконского, братьев Поджио, П. А. Муханова и их родных. Однако за свои дагерротипные портреты декабристов он был арестован.
Начальник жандармерии, граф А. Ф. Орлов, провел допрос Давиньона в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что во время следствия не было обнаружено никаких правонарушений со стороны портретиста. Законодательный представитель отдал распоряжение о конфискации всех портретов декабристов у их родственников и жителей.
На протяжении многих лет считалось, что дагерротипы Давиньона были окончательно потеряны. Однако, к счастью, в 1990-х они были найдены в Пушкинском доме и Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а также в Историческом музее в Москве.


Оборотная сторона фотографии
Спровоцированный Давиньоном скандал с декабристскими фотографиями заставил власти империи начать первые шаги к законодательному контролю этой новой технологии.
В результате все фотографические мастерские стали приравниваться к «типографиям, литографиям, металлографиям и другим аналогичным заведениям, занимающимся печатью букв и изображений».
Время, совпавшее с отменой крепостного права в России, ознаменовалось введением строгих правил регистрации и отчетности для фотографов.
Поэтому на обратной стороне большинства дореволюционных снимков можно увидеть имя и адрес фотографа — это требовалось не только для рекламы, но также и в соответствии с законом.
Чтобы открыть фотосалон, необходимо было получить разрешение в МВД через канцелярии губернаторов. А каждый профессиональный фотограф имел «шнуровую книгу», удостоверенную печатью губернского обер-полицмейстера. В этой книге, проверяемой полицией, фотограф должен был записывать имя, звание (сословное положение) и адрес каждого клиента. Таким образом, в Российской империи только человек с паспортом мог легально заказать портрет в фотосалоне. А таких было очень мало среди общего населения вплоть до падения монархии.
Дополнительным условием оставалась проверка благонадежности для желающих открыть фотобизнес. С 1891 года циркуляр Министра внутренних дел под номером 4910 акцентировал внимание на первостепенной проверке политической благонадежности через губернские жандармские управления.
Судьба
Что касается судьбы французского фотографа, то она сложилась весьма удачно в столичном городе Российской империи.
В декабрьском выпуске «Ведомостей Санкт-Петербургской городской полиции» Альфред Давиньон упоминается как обладатель литографии, расположенной в доме Ланга на улице Малой Миллионной.
В июне 1853 года Давиньон открыл свое фотоателье в здании Эгермана. Оно находится на углу набережной реки Мойки и Фонарного переулка.
Сейчас этот адрес звучит как: набережная реки Мойки, 80/1.
Ой, как интересно! Я прямо залипла у Вас на сайте.
интересная статья спасибо
И
Интересно было почитать и познакомится со знаменитостями в этой области! Спасибо.
Автору спасибо!!! Статья очень интересная
очень интересно
Статья — увлекательный обзор вклада выдающихся мастеров в развитие фотографии в стране. Описаны биографии фотографов, их творчество.и вклад русскую фотографию. Интересно, как Давиньон и Фоконье отразили дух своего времени через свои работы. Статья хорошо структурирована и содержит множество иллюстраций, что делает ее доступной и информативной как для специалистов, так и для широкой аудитории. В целом, это ценное чтение для всех, кто интересуется историей искусства и фотографии.
Замечательная статья! Увлекательно узнать о пионерах фотографии в России и о непростой судьбе Альфреда Давиньона. Вопрос: сохранились ли какие-либо работы Анри Фоконье помимо упоминания его участия в первой фотостудии?