В мире, где каждый миг стремительно уходит в прошлое, дагеротипия возникла как своеобразный мост времени, захватывающий мгновения и превращающий их в вечность.
Эта уникальная техника фотографии, появившаяся в середине XIX века, скорее всего, многое изменила в восприятии искусства и визуальной культуры. Но что стоит за этим волшебством. Которое может запечатлеть лицо человека, не ведающего о будущем и настоящем?
Поговорим о роли и судьбе Алексея Грекова — не только талантливого художника, но и одного из первых мастеров дагеротипии в России. Взглянем на то, как его уникальная интерпретация и нестандартный подход к этой технике не просто обогатили мир фотографии, но и оставили глубокий след в наследии искусства.
Содержание
Забытое имя
Имя русского фотографа и изобретателя Алексея Федоровича Грекова на протяжении долгого времени было незаслуженно забыто. Даже спустя полвека после его смерти С. Л. Левицкий в своих воспоминаниях критично высказывался о достижениях своего соперника.
Однако данные, обнаруженные лишь во второй половине ХХ века, позволяют объективно оценить вклад Грекова как первого дагеротиписта в России.
Более того, он серьезно отнесся к идее Ж. Н. Ньепса, французского ученого-оптика, о том, чтобы не только запечатлеть «световой рисунок». Но и найти способ для многократного воспроизведения этих изображений.
Биография
Алексей Греков появился на свет в 1800 году ( по другим данным 1803г) в семье мелкопоместного дворянина в Ярославской губернии. Несмотря на непримечательное социальное положение своей семьи, юноша получил достойное образование во втором кадетском корпусе в Петербурге.
В XIX веке это учебное заведение было уважаемым и готовило офицеров для инженерных и артиллерийских войск. Греков, проявивший способности в области механики, остался в корпусе после окончания учебы.
Однако вскоре он решил перейти в пехотный полк и к 1824 году полностью оставил военную карьеру.
Сначала устроившись работать землемером в Костромской губернии. Греков вскоре стал участвовать в создании губернской типографии и заработал себе репутацию профессионального полиграфиста.
Его имя как изобретателя стало известно только через девять лет после начала работы в типографии. Он предложил использовать медные и жестяные пластины в качестве основы для печати.
Изобретение А.Грекова
Это новшество было принято и долго активно использовалось. В 1834 году вышла в печать первая книга, выпущенная в Петербурге, — «Описание металлографии», в которой были изложены принципы плоской печати, основанные на различной способности металлов удерживать краску.
Одно из названий печатного метода, в котором буквы и фон находятся на одном уровне, но сделаны из разных материалов и сплавов, называется офсетной печатью.
Эта технология практически не претерпела изменений с XIX века и по сей день остается одним из наиболее популярных методов печати в типографиях.
В первом издании научной работы использовался псевдоним «Соч. В. Окергиескела», который на самом деле представляет собой анаграмму: при чтении этой странной фамилии в обратном порядке можно узнать истинное имя автора — Алексей Греков.
Дворянин посчитал уместным использовать псевдоним, так как в то время это было характерно для норм этикета.
Жизнь в Москве
Через два года после публикации книги Греков переехал в Москву, где устроился работать в университетскую типографию в качестве помощника редактора газеты «Московские ведомости».
В этой должности он занимался переводом научных статей с разных иностранных языков. Однако спустя несколько лет его интересы в области лингвистики и литературоведения были затмены сильным влечением к изобретательству, особенно в таких сферах, как гальванопластика и дагеротипия.
Когда Греков начал свои эксперименты с фотографией, дагеротипный процесс уже был широко распространен. Однако этот метод был экономически невыгодным: устройство работало всего несколько минут, и создание портретов стало сложной задачей из-за отражающей поверхности дагеротипной пластины — изображение было ненадежным и легко уничтожалось даже легким прикосновением. К тому же, серебряные пластины были доступны не всем, а терпение клиентов часто не позволяло им оставаться неподвижными в течение 10 минут. В Европе уже искали альтернативные способы сохранения изображений, но единственным экспериментатором в России оставался Греков. Весной 1840 года, немного позже Л. Ж. М. Дагера и Н. Ньепса, ему удалось получить устойчивое и относительно четкое изображение.
Успех
После этого успеха он стал использовать исключительно медные и латунные накладки на дагеротипные пластины, поскольку эти металлы оказались по ряду параметров лучше благородного серебра.
С помощью гальванического устройства Якоби, Греков серебрил медные и латунные пластины. Слой драгоценного металла был очень тонким, что сделало такие пластины более доступными.
Позже он стал наносить на свои дагеротипные пластины тончайший слой золота, что значительно улучшило качество изображений, не оказывая существенного влияния на их стоимость.
Публикации
С мая 1840 года в «Московских ведомостях» начали выходить статьи научно-популярного характера с подписями «А. Гр.» или «А. Гр…в», в которых Греков делился своими достижениями.
Одновременно с экспериментами с дагеротипами, Греков, как эксперт в области типографии, искал способ создать аналогичные оттиски на бумаге.
Первые нечеткие изображения появились уже в 1840 году, и исследователи предполагают, что для этого использовалась технология плоской печати, разработанная самим Грековым. Так, Алексей Греков стал первооткрывателем в области печати фотографий.
Его успехи были замечены и освещены в петербургской газете «Посредник»: французский ученый М. Дарбель, находившийся в Москве, заинтересовался работами Грекова и отправил письма с фотографическими отпечатками в Парижский научный совет.
В конце 1840 года о достижениях русского фотографа сообщил Д. Ф. Араго в Парижской академии наук.
Успехи московского изобретателя были отмечены сначала во французской «Echo Monde Savant», а затем в штутгартском издании «Das Ausland» в статье под названием «Закрепление дагеротипного изображения».
Распространение идей
Эти публикации способствовали быстрому распространению идей Грекова по всей образовательной Европе. Через два года после этого успеха московская университетская типография выпустила новую книгу Алексея Грекова, подписанную «А. Гр-в», с названием «Теоретическое и практическое руководство к золочению, платинированию…» (1842), в которой детально анализировалась его разработанная методология по технологии Якоби.
В следующем году авторитетный петербургский литературный журнал «Отечественные записки» опубликовал статью Грекова о методах золочения пластин в гальванопластике с комментарием В. Г. Белинского, принеся известность Алексею Грекову среди московской интеллигенции.
Значимость достижений
Значимым достижением Грекова стало то, что он стал первым профессиональным художником-портретистом в истории фотографии.
Некоторые достижения Грекова:
- Усовершенствование дагеротипии. Греков первым в мире стал наносить слой серебра (а позднее золота) на медные пластинки с помощью гальванопластики. Этот метод позволил сделать дагеротипию более доступной, а само изображение — более прочным.
- Создание первого в России фотографического аппарата. Он состоял из трёх ящиков-секций: первая секция была камерой-обскурой, вторая предназначалась для йодирования пластин, в третьей пластины проявлялись парами ртути.
- Открытие первого в России «Художественного кабинета». В нём каждый желающий мог получить свой портрет «величиной с табакерку».
- Поиск способа воспроизведения дагеротипов на бумаге. Таким образом, Алексей Греков стал первым, кто применил фотографию в полиграфии.
В одной из своих заметок, опубликованных в «Московских ведомостях» в 1840 году, он сообщил, что смог создать красивые портреты после множества экспериментов. Метод фотографирования по Дагеру был крайне некомфортным для моделей: для лучшего отражения света лица обрабатывали мелом, а волосы посыпали мелким рисом.
Любое движение такого «гримированного» человека могло испортить всю работу и разрушить дагерокарту: «Хотя предполагали использовать дагеротип для портретов, эксперименты не увенчались успехом … Мельчайшее движение губ или бровей портило фигуры, уничтожая сходство».
Портрет размером с табакерку
Греков также сталкивался с данной проблемой, но смог ее преодолеть. В 1840 году он открыл «художественный кабинет» для тех, кто хотел получить портрет «размером с табакерку». В июле этого же года в газете была опубликована информация, что для обеспечения четкости изображений и удобства клиентов в салоне установлено кресло с подушкой для головы.
Кроме того, ему удалось значительно сократить время экспозиции дагеротипа. Теперь вместо 15 минут получение изображения занимало 2,5 минуты на солнце и 4—5 минут в облачную погоду. Улучшая технологию дагеротипа, Греков также развивал методику создания изображений, основываясь на способе, предложенном Ф. Табольтом.
Он не только сделал улучшения в старом способе, достигнув качества, сопоставимого с фотографиями середины XX века. Но и разработал технологию создания фотобумаги, на которой изображение могло оставлять даже камера-обскура. Греков описал свои разработки и достижения в одной из статей 1840 года. Добавив фотографии пейзажей, полученные с использованием особенно чувствительной фотобумаги и камеры-обскуры.
Фотография как новое искусство
В августе 1841 года в типографии Н. Степанова была напечатана брошюра без подписи, озаглавленная
«Живописец без кисти и без красок, снимающий любые изображения, портреты, ландшафты и прочие в настоящем их свете и со всеми оттенками за несколько минут».
Эта брошюра содержала не только ландшафты и портреты. Но и указания по технике съемки, а также впервые рассматривала художественные аспекты данной работы. Были даны советы по улучшению цветовых оттенков изображений (темно-серого, фиолетового, золотистого, светло или темно-коричневого).
Таким образом, фотография стала проявлять себя как новое искусство.
Кроме того, Греков стал первым в России, кто начал производить дагеротипные аппараты с полным набором необходимых принадлежностей.
Во время публикаций в газетах он часто обсуждал причины своего увлечения подобной деятельностью:
«Я стремлюсь полностью донести до своих соотечественников процесс дагеротипии, и прошу каждого, кто приобретает мой прибор, обращаться ко мне в случае любых вопросов; мне будет приятно повторить процесс для них еще раз …».
Жестокость судьбы
Однако судьба оказалась жестокой к этому талантливому изобретателю.
В 1843 году Греков был вынужден покинуть Москву. Вернуться в Петербург на пост начальника типографии губернского управления.
В следующий год вышла его книга о тонкостях гальванопластики, но вскоре имя Грекова забыли.
Проблемы с его финансами становятся понятными после обращения к документам, хранящимся в архиве Московского университета.
Эксперименты Грекова требовали значительных финансовых вложений. А его «художественный кабинет» не мог соперничать с иностранными ателье.
Производимые им дагеротипные «аппараты» не могли улучшить его финансовое положение. Руководство типографии насчитало его долг, превышающий три его годовых оклада.
Проживая в Петербурге, Греков трудился, чтобы погасить свой долг перед типографией, но не успел это сделать.
В этой статье говорится о том, что после возвращения из Петербурга в Москву, видимо надеясь решить свои финансовые проблемы. Греков втянулся в процесс изготовления фальшивых денег. За что в 1850 году был заключен в тюрьму. В тюрьме умер в 1850-1851 году, так и не успев выплатить долги перед типографией.
О семейной жизни Алексея Федоровича известно совсем мало. В 1841 году в формулярных списках, значится, что он был вдов и имел сына Александра 11 лет.
После его смерти убыток погасила его вдова. Значит был второй брак.
На этом исследования мои пока закончены, но хочется ознакомиться с материалами ярославского исследователя.
Как много интересных и талантливых людей, а мы даже их не знаем……
Всегда интересно узнавать об известных людях . С интересом почитала о Алексее Грекове.
Мне интересно узнать о жизни известных людей. Я с большим удовольствием прочитала о жизни Алексея Грекова.
Интересная и полезная статья, советую почитать
Сайт создан, чтобы не забыть людей, которые не мало что создали и сделали в своей жизни! Спасибо, автору!